Лекция 1. Тема «Психология как профессия»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лекция 1. Тема «Психология как профессия»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Необходимость психологической помощи человеку, обусловленная ростом темпов жизни, увеличением объе­ма информации, кризисными явлениями в природе и об­ществе, сегодня признается как специалистами, так и населением вообще. Организация психологической служ­бы стала одним из направлений оптимизации работы, на­пример, учреждений образования. Однако, только ста­бильные средние предприятия и крупные фирмы могут позволить себе иметь в штате психолога, тем более — пси­хологическую службу. По ряду экономических причин мелкие и средние предприятия и фирмы обращаются к услугам психолога лишь время от времени. Этим обус­ловлена неразработанность нормативных основ работы психологической службы организации. Часто организа­ции отдельных отраслей разрабатывают свою норматив­ную систему, основанную на общих принципах, функци­ях и направлениях работы практического психолога1.

Плюсы и минусы специальности

Быть психологом не только интересно, но и полезно. Профессия предполагает, что человек всегда должен быть открытым для новых знаний, развиваться, овладевать новыми методиками работы. Другие преимущества специальности:

    ✔ Возможность помогать людям решать их проблемы.
    ✔ Постоянный личностный рост.
    ✔ Познание причин поступков, поведения людей, формирование философского отношения к внешним событиям.
    ✔ Обретение внутреннего спокойствия.
    ✔ Возможность вести частную практику и не зависеть от работодателя.

Чтобы окончательно решить, подходит вам специальность или нет, необходимо знать и минусы профессии:

    ✔ Постоянное нервное напряжение. Страхи, депрессия, отчаяние – психологам приходится разбираться с причинами тяжелых переживаний человека, находить пути избавления от них. Весьма непросто контролировать при этом собственные эмоции, чтобы не принимать чужой негатив близко к сердцу.
    ✔ Высокая ответственность. От рекомендаций специалиста зависят душевное состояние человека, его поступки. Постоянное чувство ответственности может стать причиной страха совершить непоправимое.

Психологическая служба организации: основные функции и направления работы

В приложении А представлены нормативные основы дея­тельности психолога исправительного учреждения.

Как стать профессиональным психологом

Разобравшись, какие бывают специальности в направлении, рано приступать к выбору ВУЗа. Сначала стоит оценить свои сильные и слабые стороны, цели, особенности характера. Люди, которых привлекает только потенциально высокая зарплата психолога, редко добиваются успеха и получают удовольствие от работы

Важно помнить, что основная цель специалиста – помощь людям в решении их проблем

Характеристика человека, способного стать хорошим психологом:

  • высокий уровень толерантности к чужим недостаткам, особенностям, причудам;
  • умение слушать людей, не осуждая их поступки;
  • способность оценивать ситуацию в жизни собеседника, сопереживая, но не зацикливаясь на чужих проблемах;
  • стремление постоянно учиться, повышать уровень интеллекта и профессиональный уровень;
  • тактичность, терпение, красивая и понятная речь;
  • наблюдательность, уверенность в себе, умение спокойно реагировать на нестандартные ситуации;
  • приятная внешность, располагающие к себе манеры;
  • хорошая память, способность быстро анализировать информацию.

Основных виды и методы деятельности психолога

  1. Организационно-методическая работа.

В рамках данного вида деятельнос­ти решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования необходимой для проведения мероприятий психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов (справки, обзоры, служебные записки и т.п.) для представления их должностным лицам, инструктирования и обучения других субъектов психоло­гической работы практике использования психологических знаний, а также непосредственным действиям при проведении мероприятий пси­хологической работы.

  1. Совершенствование профессиональной компетентности.

Данный вид дея­тельности предполагает как самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологи­ческой науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста зна­ний, навыков и умений.

  1. Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых психологом, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологиче­ских особенностей личности, социально-психологических ха­рактеристик деятельности коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, снижающих эффективность служебной деятельности. Все мероприятия осуществляются в целях:
  • прогноза дальнейшего развития объекта обследования;
  • поиска наиболее эффективных способов работы с ним;
  • разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для долж­ностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих форм, методов и средств профессиональной деятельности, режима жизнедеятельности.
  1. Психологическая помощь.

Психолог, психотерапевт, психиатр — в чем разница?

В современном мире психология считается актуальной и востребованной профессией. Однако, чтобы стать хорошим психологом, необходимо получить высшее образование по этой специальности. Причем учиться нужно, глубоко вникая в каждую тему.

В большинстве случаев, поступая на факультет психологии, все, что знает первокурсник об этой специальности, это картинки из кино, где у психологов свой кабинет и секретарша, красивая кожаная кушетка, неплохой костюм и пациенты со сложными проблемами, которые психолог обязательно помогает решить.

Еще одну ошибку допускают абитуриенты, когда желая стать психотерапевтом, подают заявления на факультеты психологии. Нужно понимать, что существует весомая разница между профессиями психолога, психотерапевта и психиатра. Два последних понятия обозначают специальности врачей, следовательно, обучение студентов проходит в медицинских вузах.

Основных виды и методы деятельности психолога

  1. Организационно-методическая работа.

В рамках данного вида деятельнос­ти решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования необходимой для проведения мероприятий психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов (справки, обзоры, служебные записки и т.п.) для представления их должностным лицам, инструктирования и обучения других субъектов психоло­гической работы практике использования психологических знаний, а также непосредственным действиям при проведении мероприятий пси­хологической работы.

  1. Совершенствование профессиональной компетентности.

Данный вид дея­тельности предполагает как самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологи­ческой науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста зна­ний, навыков и умений.

  1. Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых психологом, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологиче­ских особенностей личности, социально-психологических ха­рактеристик деятельности коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, снижающих эффективность служебной деятельности. Все мероприятия осуществляются в целях:
  • прогноза дальнейшего развития объекта обследования;
  • поиска наиболее эффективных способов работы с ним;
  • разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для долж­ностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих форм, методов и средств профессиональной деятельности, режима жизнедеятельности.
  1. Психологическая помощь.

Под психологической помощью понимается сис­тема мероприятий, проводимых психологом средствами практи­ческой психологии и направленных на предупреждение, смягчение или преодо­ление различного рода психологических затруднений у работников, на решение психологических проблем, возникающих у отдельного че­ловека или группы людей. В зависимости от объекта психологического воздей­ствия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: инди­видуальная и групповая.

Особенности профессии

Профессия психолога, в наше время, является престижной и популярной. Психология – это искусство общения, понимания, поддержки и помощи.

К помощи психолога прибегает всё большее количество людей, ведь в современном мире достаточно сложно избегать стресса и кризиса. Поэтому люди ищут поддержки и понимание у специалистов.

Профессионал должен уметь выслушать, понять позицию человека, его чувства и намерения. Историю клиента он должен пропустить через себя, чтобы понять все нюансы и особенности ситуации. Только после этого можно сделать вывод, каким образом целесообразнее и эффективнее помочь человеку. Помощь выражается в том, что он помогает увидеть ситуацию как бы со стороны, помогает заглянуть внутрь себя и найти ресурсы для восстановления сил и выхода из проблемной ситуации.
Психолог не может принимать решения за клиента, он может его только направить, помочь осознать собственные потребности и желания. Также специалист может помочь нормализовать эмоциональное состояние, и привнести в жизнь долгожданную гармонию

А это немаловажно. Ведь только в спокойном, адекватном и наполненном состоянии человек может принимать наиболее верные решения.

Глава 1.3. Личностные качества психолога

В деятельности психолога профессиональное и личностное очень часто бывают взаимосвязаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества являются главной составляющей профессиональной успешности психолога.

Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.

Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

Большое значение для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.

Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.

К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

Необходимое качество практического психолога — уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверх значимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.

Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.

Еще одно необходимое качество — развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше психолог знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше психолог познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.

Также важным качеством является принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в работе возникают под контролем психолога, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.

В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.

Перечисленные выше характеристики отражают обобщенное мнение авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог.

Таким образом, из всех этих качеств и складывается коммуникативная деятельность психолога-консультанта, его компетентность, которая в свою очередь требует постоянного развития, совершенствования и коррекции.

ЧАСТЬ 2. ЭССЕ ПО ТЕМЕ «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ, ИЗУЧАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЮ»

Глава 2.1. Цель, задачи, предмет, объект исследования

Предметом в данном исследовании является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в ВУЗе.

Объектом исследования является влияние процессов развития личности на формирование личных и профессиональных качеств специалиста.

Целью же данного исследования являлось изучение и обобщение профессиональных и личностных качества психолога.

В ходе работы было необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта.

2. Изучить профессионально-значимые качества психолога.

3. Изучить личностные качества психолога.

4. Проанализировать динамику развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.

5. Обобщить данные, определить значимость и влияние профессиональных и личностных качества психолога на его деятельность.

Глава 2.2. Заключение по изученному теоретическому материалу, итоги исследования

Из проведенного мною теоретического исследования по данной теме следует, что будущий психолог несет очень большую ответственность, т.к. работает с людьми, решая их психологические проблемы, затрагивающие также душевную сферу жизни. Для такой работы психологу-консультанту необходимы определенные профессионально-значимые и личностные качества, без которых он просто не сможет качественно совершать свою работу. Такие качества относятся к эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативной сферам.

Также важнейшим качеством психолога является способность к эмпатии. «Так, одним из важнейших качеств психолога-консультанта некоторые исследователи называют эмпатию (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; К. Роджерс, 1994). Ведь невозможно помочь человеку, не имея сочувствия и сострадания по отношению к нему.

Что касается динамики развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе, мы видим, что несмотря на значимость и результативность проведенных исследований в области личностного развития и профессионального становления студента, ряд проблем еще остается малоизученным. А ведь совершенно верно, что проблема адекватного выбора профессии в соответствии со своими склонностями и способностями должна решаться как комплексная проблема в контексте общей теории способностей, концепций профессионализаций и социализаций. (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, В.И. Киреенко и др.). Ведь это очень важная и социально значимая проблема. К примеру, попадает человек на прием к психологу, который окончил ВУЗ просто для получения «корочки» или же просто к человеку, без определенного набора личностных качеств, необходимых в данной профессии. К чему это может привести? В лучшем случае, к неприятному впечатлению от посещения, которое, возможно, может заставить клиента подумать, что все психологи такие, и отказаться вообще посещать специалиста, не решая свою проблему, а только усугубляя ее. В худшем же случае, клиент послушает совет такого «специалиста» и у него могут начаться еще более серьезные психологические проблемы, если, допустим, клиент очень доверчив и послушает совета.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет после покупки квартиры в ипотеку

Также по данным, приведенным в исследовании, видно, что чрезвычайно важно обратить внимание на развитие у студентов в процессе обучения на факультете психологии института такого значимого профессионально важного качества как эмпатия. На основе моего опыта могу сказать, что большинство преподавателей дают студентам только «сухую» теорию, не обращая внимания на это качество, в результате мы получаем совершенно черствых «специалистов», которые не смогут в должной мере оказать помощь тому или иному человеку.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что уровень профессионализма и личностных качеств, необходимых в данной профессии, очень важен. Психолог изначально должен обладать определенным набором личностных качеств и понимать это, а также осознавать, что несет большую ответственность за свою работу, если этот психолог действительно хочет стать практикующим специалистом в своей области. Необходимо развивать уровень эмпатии у студентов, ведь без этого в практикующей психологии делать нечего. Соблюдая все вышесказанное можно в итоге получить достойных специалистов, а, следовательно, более здоровое в психологическом плане общество.

Круг обязанностей специалиста

Задача врача-психиатра – оказание квалифицированной психотерапевтической помощи, основанной на современных методиках диагностики, лечения, реабилитации и профилактики. Такая помощь необходима, если под влиянием процессов, происходящих в нервной системе пациента, наблюдаются поведенческие расстройства.

На первом приеме психиатр проводит беседу с пациентом, собирает анамнез, выявляет нарушения мозговой деятельности и их источник, разрабатывает план терапии. Кроме опроса специалист использует тестирование, с помощью различных методик выявляет особенности мышления и интеллектуальных функций. На основании полученной информации врач разрабатывает индивидуальную схему, которая может включать лекарственные, инструментальные и психотерапевтические методы. Наиболее популярные инструменты восстановления нормального функционирования психики: аутотренинг, гипноз, занятия в группах.

Психиатр занимается:

  • первичным консультированием пациентов;
  • сбором анамнеза;
  • медицинским обследованием;
  • постановкой первичного диагноза;
  • разработкой схемы лечения с учетом индивидуальных особенностей течения заболевания;
  • регулярными осмотрами пациента;
  • оформлением медицинской документации;
  • ведением истории болезни.

Моя работа: психологическое консультирование

Я занимаюсь частной психологической практикой, провожу консультации и сеансы психотерапии в основном для детей и родителей, но принимаю и взрослых.

Я работаю по предварительной записи, для встреч с клиентами арендую кабинеты в центре Москвы. Обычно сеанс длится от 45 минут до 1 часа, но бывает и дольше. Как правило, я работаю неполную рабочую неделю — три или четыре дня, назначаю до четырёх консультаций в день. Гибкий график позволяет мне планировать время заранее и всё успевать.

Самая частая тема моих консультаций — детско-родительские отношения. При обращении родители не всегда именно так формулируют запрос. Обычно их беспокоит что-то в поведении ребёнка, и они идут с этим к психологу, а уже на консультации выясняется, что корень такого поведения именно в отношениях.

Например, однажды ко мне обратилась мать пятилетнего мальчика. Её тревожило небольшое отставание ребёнка в эмоциональном развитии. Наблюдая за ребёнком, я поняла, что он очень испуган и зажат, боится что-либо сказать или сделать не так. Во время консультации он нечаянно сломал одну из игрушек, которые я всегда держу в кабинете для малышей, и получил строгое замечание от мамы. Я предположила, что родители требуют от него соблюдения слишком многих правил, сильно ограничивают его, и из-за этого ребёнку трудно расслабиться.

На следующих встречах я занималась с ребёнком, помогая ему раскрепоститься и освободиться от страхов — в основном с помощью игры или творчества. Например, мы рисовали пальчиковыми красками. Родителям я посоветовала изменить воспитательную линию: уменьшить количество запретов, не одёргивать ребёнка на каждом шагу. В результате его эмоциональные реакции наладились, и мальчик стал веселее и спокойнее.

Другой пример. За консультацией обратилась мама дочери-подростка, жалоба — безобразное поведение девочки, постоянные конфликты. Во время беседы, наблюдая за тем, как они общаются и взаимодействуют друг с другом, я поняла, что своим поведением девочка просит маму: «Прими и люби меня, как бы я себя ни вела». Мама, конечно, этого не видела: она беспокоилась, что дочь стала неуправляемой, и излишне её контролировала. Услышать друг друга они не могли.

Мы поговорили с мамой о потребности ребёнка в безусловной любви и о том, что в подростковом возрасте она часто проявляется в виде бунта. Я посоветовала ей больше заниматься собой и ослабить контроль над ребёнком. В результате отношения мамы и дочери изменились: они стали лучше понимать и учитывать потребности друг друга.

Какие качества нужны для работы психологом

Любовь к людям и желание им помогать. В работе психолога нет места профессиональному цинизму.

Умение слушать. Это гораздо важнее, чем умение говорить.

Открытость. Вы должны уметь расположить человека к себе, установить с ним контакт, а во время консультации принимать всё, что он говорит — без критики и с готовностью помочь.

Эмпатия. Нужно уметь сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место другого человека и понимать, что с ним происходит. При этом важно сохранять способность смотреть на проблему со стороны. Слишком глубоко погружаться в проблему клиента не стоит. Это, во-первых, непрофессионально, а во-вторых, приводит к быстрому выгоранию.

Отличия психологов-практиков и психологов-исследователей

Так, Р. Кеттел и его коллеги провели изучение психологических качеств, которые отличают психологов-практиков и психологов-исследователей. При помощи шестнадцати факторного личностного опросника, который давал возможность выстраивать «профессиональные портреты», проводилось изучение зависимости эффективности профессиональной деятельности от конкретных личностных черт. Данная зависимость нашла выражение в таких формулах:

  • Для психолога-практика эффективность = 0,72A+0,29B+0,29H+0,29N.
  • Для психолога-исследователя эффективность = 0,31A+0,78B+0,47N.

В данных формулах A – это готовность к контактам с людьми; N – это умение поддерживать контакт с людьми; B – это общая интеллектуальность специалиста; H – это ненасыщаемость контактами с людьми.

  • Психологу-практику необходимо человеческое общение, люди ему не наскучивают, а контакты с ними не способны утолить постоянную жажду общения. Это важнейшие факторы для успешности его профессиональной деятельности.
  • Психологу-исследователю не нужно интенсивное общение, и подобные факторы не сильно влияют на успешность его профессиональной деятельности. При этом «общая интеллектуальность становится для них важнейшим фактором.

Получается, что есть основания говорить о том, что существует как похожесть, так и различие в личностных качествах, которые являются важными для таких видов деятельности специалиста-психолога, как научные исследования и практическая работа психолога. Каждый из них предъявляет к личности специалиста-психолога определенные специфические требования.

Анализ литературы, который осуществила Т.А. Верняева, а также ее эмпирическое исследование продемонстрировали, что для психолога-исследователя нужны те же общие личностные свойства, которые нужны и для ученых любой другой фундаментальной науки. Специфика состоит только в том, насколько выражены у него коммуникативные качества, и это связано с общей установкой психологов на изучение человека.

Читайте также:  Программа Возмещение НДС: Налогоплательщик
Замечание 3

Из-за того, что в подавляющем большинстве исследовательских ситуаций в психологии необходимо взаимодействие психолога-исследователя и испытуемого, они становятся необходимыми.

Практическая психология требует от психолога намного больше профессионально специфических качеств. По мнению Н.А. Аминова и М.В. Молоканова, для психолога с ориентацией на практическую деятельность, характерны следующие качества:

  • Очевидная готовность к контактам.
  • Общая интеллектуальность.
  • Способность поддерживать контакты, то есть стрессоустойчивость в процессе общения.
  • Способность контролировать собственное поведение, то есть сохранять эмоциональное самообладание во время общения.
  • Аттракция (то есть привлекательность).
  • Эмоциональная заразительность.
  • Эмпатичность.
  • Опора на самого себя во время принятия решений.

Список профессионально значимых личностных качеств психолога-практика, согласно Т.А. Верняевой, состоит из: доброжелательности, оптимистичности, ответственности, организованности, наблюдательности, любознательности, привлекательности, настойчивости, терпеливости, внимательности, общительности, самообладания, тактичности, альтруистичности, чуткости, вежливости, отзывчивости, гуманности, объективности, динамичности, интеллигентности, гибкости поведения, значительного уровня общего и социального интеллекта, сензитивности, рефлексичности, умения слушать человека, креативности, открытости, умелого владения невербальными средствами коммуникации, непринужденности, стрессоустойчивости, искренности и естественности в проявлениях эмоций, эмоциональной стабильности, а также ряда других характеристик.

По мнению И.В. Сыромятникова, успешных психологов характеризуют значительные показатели и по шкалам общительности, интеллектуальности, эмоционально-волевой устойчивости, проницательности, дипломатичности, смелости, доброжелательности, самоконтроля, эмпатичности, корректности, терпимости, порядочности.

Огромное значение для психолога-практика имеют коммуникативные характеристики его личности, такие как способность понимать других индивидов, а также психологически корректно влиять на них. Психолог обязан уметь работать с людьми, разбираться в их характерах, иметь не только психологические знания, но также и психологическую интуицию. Коммуникативными качествами психолога, являющимися значимыми для его профессиональной деятельности, можно назвать следующее: общительность, привлекательность, тактичность, вежливость, способность слушать и понимать прочих людей.

Замечание 4

Данный комплекс качеств нередко называют талантом общения.

Структура такого таланта состоит из следующих блоков личностных качеств:

  • Способность к правильному и полному восприятию объекта, а также наблюдательность и стремительная ориентация в ситуации.
  • Способность к осознанию внутренних свойств и особенностей данного объекта, способность проникнуть в его духовный мир, психологическая интуиция, которые основаны на значительной общей эрудиции, а также чисто гуманистической направленности.
  • Способность сопереживать, эмпатичность, сочувствие, уважение к людям, доброта, готовность оказать помощь.
  • Способность проводить самоанализ, интерес и к своей личности, и к личности прочих индивидов.
  • Способность осуществлять управление самим собой, а также процессом коммуникации, способность быть внимательным, слушать, наличие такта, способность устанавливать контакт, вызывать доверие, отличное чувство юмора.

Значимость наличия данных качеств свидетельствует о том, что профессиональная деятельность психолога-практика может быть причислена к взаимодействию.

Общее отношение к деятельности и жизни может проявляться в таких важных для психолога качествах личности, как организованность, ответственность, оптимистичность, открытость, любознательность, самостоятельность суждений, наблюдательность, гибкость поведения, креативность, способность к проведению рефлексии собственных переживаний, а также профессиональной деятельности. К важным личностным проявлениям психолога-практика причисляют способность быть эмпатичным (то есть сопереживать другим людям), способность понять состояние обратившегося за помощью. Но также значимо уметь сохранять некую дистанцию от клиента.

К важным волевым качествам, которые нужны для успешной профессиональной деятельности психолога-консультанта, причисляют настойчивость, самообладание, терпеливость, уверенность в себе. В ином случае он не сможет заслужить доверие клиента. При этом значимо, чтобы психологу не была свойственна излишняя самоуверенность и уверенность в идеальности своих психологических выводов.

Замечание 5

Отсутствие такта у психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии огромную значимость, а также исключительность. Демонстративное поведение, а также самолюбование психолога способны оттолкнуть любого клиента.

Психолог обязан обладать адекватной самооценкой, осознавать индивидуальные особенности собственной личности, собственные способности, слабые и сильные стороны характера. Любой психолог должен быть осведомлен о степени своей некомпетентности. Все это подстегивает его к саморазвитию. Стоит знать о возможных путях и способах компенсации своих личностных недостатков.

В таблице 1 приведена информация, суммирующая результаты различных авторов и ассоциаций касательно свойств личности психологов-консультантов, которые способствуют либо препятствуют их профессиональной успешности.

Таблица 1. Результаты исследований свойств личности психолога-консультанта.

Автор, ассоциация

Свойства личности психолога-консультанта

Ведущие к успешной деятельности

Препятствующие успешной деятельности

Национальная ассоциация профессиональной ориентации (США)

Открытый интерес к другим людям, а также терпеливость в общении с ними; эмоциональная стабильность, а также объективность; умение вызывать доверие к людям

Не указано

Комитет по надзору и подготовке психологов-консультантов (США)

Доверие к людям; уважение ценности иной личности; проницательность; не имеющиеся предубеждения; понимание самого себя; осознание профессионального долга

Не указано

Л.Р. Уолбирг

Объективность, чуткость, гибкость, эмпатичность, отсутствие своих собственных серьезных проблем

Пассивность, авторитарность, замкнутость, зависимость, склонность к использованию обратившихся за помощью людей для удовлетворения собственных потребностей, неспособность быть терпимым к разным побуждениям клиентов, наличие невротической установки в отношении финансовых средств

А. Комбис

Восприятие клиентов как способных заниматься решением своих проблем, а также принимать на себя ответственность, отождествление себя с другими индивидами

Не указано

Г. Страпп

Внимательность, способность выслушивать человека, сердечность, теплота, умудренность в дружеских советах

Не указано

А. Сторр

Симпатичность, откровенность и открытость чувствам прочих индивидов, умение отождествлять себя с различными людьми, теплота, но без сентиментальности, отсутствие склонности к самоутверждению при наличии желания и умения его защитить, умение служить клиентам

Не указано

Р. Кочюнас

Открытость своему опыту, аутентичность, развитое самосознание, сила личности и идентичности, толерантное отношение к неопределенности, принятие собственной ответственности, глубина отношений с прочими индивидами, постановка реальных целей, эмпатичность

Не указано

К. Шнайдер

Зрелость, личная и социальная зрелость

Не указано

Н.А. Аминов, М.В. Молоканов

Достаточный уровень развития социального интеллекта, социальная слабость

Не указано

Плюсы и минусы работы педагогом-психологом

Плюсы работы педагогом-психологом:

  • широкий выбор направлений и мест для работы;
  • можно реализовать творческий потенциал;
  • профессиональные знания и навыки можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
  • можно проводить частные онлайн-консультации и за счет этого увеличить доход.
  • зачастую можно найти работу без опыта, сразу после получения диплома;
  • широкий спектр задач для получения опыта.

Минусы работы педагогом-психологом:

  • большая ответственность;
  • высокий уровень стресса;
  • низкий уровень зарплат в начале карьеры;
  • высокий риск профессионального выгорания;
  • большой спектр задач и их сложность.

Психолог – профессия, предполагающая высокие коммуникативные способности у человека, посвятившего ей жизнь.

Специализации психологов в разных сферах деятельности и отраслях обязывают их уметь общаться со знанием специфики и терминологии различных профессиональных сообществ, возрастов, этносов и культуры.

Выучиться на психолога – значит, не только освоить общую теорию, но и разбираться в таких областях, как:

  1. Математические методы исследования.
  2. Прикладная психолингвистика.
  3. Массовые коммуникации.
  4. История педагогической мысли.
  5. Вопросы творчества и изобретательства.
  6. Регуляция социального поведения.
  7. Эволюция личности.
  8. Общие знания психиатрии и психотерапии.
  9. Этика и эстетика.
  10. Религия и науки об этносах.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *