Программа производственного экологического контроля (ПЭК)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа производственного экологического контроля (ПЭК)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.

Учет даты подачи отчета о ПЭК

Впервые Приказ Минприроды РФ № 109 установил требования к понятию «дата подачи отчета о ПЭК», разграничив подачу непосредственно в уполномоченный орган, письменную отправку и подачу в электронном виде.

Приказом Минприроды РФ № 109, который будет действовать 6 лет до 1 сентября 2028 года, устанавливаются требования к понятию «дата подачи отчета о ПЭК». Даты разграничиваются в зависимости от способа предоставления отчета:

  • если распечатанный отчет подан в Росприроднадзор, ФСБ или уполномоченный орган субъекта РФ, то дата подачи — это дата на штампе-отметке о принятии отчета;
  • если отчет направлен почтовым отправлением, то дата подачи — это дата почтового отправления;
  • если отчет подан в электронном виде, то дата подачи — это дата размещения отчета в ЛК природопользователя или в электронном сервисе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

5.3.1. Главный инженер обязан:

  • обеспечивать организацию производственного экологического контроля на предприятии;
  • осуществлять общее техническое руководство природоохранной деятельностью на предприятии и в структурных подразделениях;
  • обеспечивать организацию проведения работ по разработке и планированию природоохранных мероприятий;
  • контролировать выполнение плана природоохранных мероприятий;
  • организовывать контроль за соблюдением экологических требований при разработке регламентов технологических процессов и технологических карт;
  • обеспечивать внедрение Наилучших Доступных Технологий (НДТ);
  • контролировать соблюдение структурными подразделениями предприятия установленных технологических регламентов работы оборудования, в том числе и природоохранных установок;
  • организовывать контроль за выбросами и сбросами загрязняющих веществ и отходами производства и потребления, а также соблюдения установленных для предприятия нормативов выбросов (НДВ), сбросов (НДС) и лимитов на размещение отходов;
  • осуществлять контроль за выполнением предписаний уполномоченных органов экологического контроля и приказов Генерального директора по охране окружающей среды, рациональному использованию природных и энергетических ресурсов.

Кратное описание формы отчета ПЭК:

Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

Форма отчета по ПЭК состоит из следующих основных разделов (таблиц):

  1. 1. Общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля.

    1.1. Общие сведения (краткая информация о предприятии).

  2. 1.2. Сведения о применяемых на объекте технологиях (для объектов I категории).
  3. 1.3. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
  • 2. Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.
      2.1. Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов.
  • 2.2. Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (соответствие фактических выбросов нормативам ПДВ).
  • 2.3. Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха.
  • 2.4. Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (соответствие фактических концентраций в контрольных точках ПДК).
  • 3. Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных ресурсов.
      3.1. Сведения о результатах учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (указываются реквизиты письма и наименование органа, в который направлены результаты).
  • 3.2. Сведения о результатах наблюдения за водными объектами) их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод выше и ниже мест сброса (в фоновом и контрольном створах) (указываются реквизиты письма и наименование органа, в который направлены результаты).
  • 3.3. Результаты проведения проверок работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков.
  • 4. Результаты производственного контроля в области обращения с отходами.
      4.1. Сведения о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (указываются реквизиты письма и наименование органа, в который направлены результаты; заполняется только для объектов размещения отходов).
    Читайте также:  Правила использования путевых листов в 2023 году

    Производственный контроль, особенно проводимый впервые, вызывает массу вопросов. Для того чтобы соблюсти все формальности и юридически грамотно оформить протекающий процесс, прибегают к следующей цепочке последовательных действий:

    1. Разработка Положения. Нет типового бланка или образца этого документа, верного для всех предприятий. Положение должно разрабатываться каждый раз заново. При этом должна учитываться специфика каждого учреждения, отмечаться важные нюансы в конкретной сфере и условиях.
    2. Прохождение согласования разработанного документа в Ростехнадзоре. Этот орган должен не только подтвердить юридическую грамотность разработанного документа, но и присвоить ему регистрационный номер. В него отправляются две копии положения. Одна – возвращается.
    3. Приказ о производственном контроле вводит утвержденную документацию к действию. Он заключительная часть алгоритма.

    Программа ПЭК — требования ФЗ, приказа Мин.природы России от 28.02.2018 № 74

    Что самое важное надо знать о составлении программы ПЭК:

    Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

    пункт 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

    Календарный (таблица) план подачи экологической отчетности 2022-2023

    1 квартал
    Наименование услуги Сроки подачи Стоимость Примечание
    Постановка на государственный учет объекта НВОС не позднее чем 6 мес. С момента ведения деятельности от 15 000 руб.
    Журнал движения отходов до 10.01.23 4 000/год Годовой журнал по итогам прошлого года, на основании №721 приказа
    Отчет по форме 1, 3.2 и 3.3 до 10.01.23 от 4 000 руб. Форма 1 для объектов не относящихся к какой-либо категории НВОС
    Отчет 4-лс (для скважин) до 20.01.2023 от 6 000 руб. при добыче подземных вод
    2-ТП водхоз до 22.01.2023 от 6 000 руб. при пользовании водным объектом
    2 ТП воздух до 22.01.2023 от 6 000 руб. 1/2/3 категории НВОС
    4-ОС до 25.01.2023 от 4 000 руб. если затраты на экологию более 100 тыс./год
    2-ОС до 25.01.2023 от 6 000 руб. 1-4 категории объектов при водопользовании
    2 ТП отходы до 01.02.2023 от 6 000 руб. для всех субъектов деятельности
    Плата за НВОС до 01.03.2023 от 7 000 руб. 1/2/3/ категория НВОС и без категории
    Подача декларация НВОС до 10.03.2023 1/2/3/ категория НВОС и без категории
    Отчет по форме 6.1 6.2 “Сведения по полученным результатам наблюдения за водным объектом” до 15.03.2023 от 6 000 руб. 1/2/3/4 пользователи водных объектов
    Отчет по программе ПЭК до 25.03.2023 от 15 000 руб. 1/2/3 категории НВОС
    Отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещения опасных отходов (для 3 категории НВОС) бывший МСП до 25.03.2023 по запросу 3 категория
    Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух 1 раз в год по запросу 3 категория
    2 квартал
    Декларация о количестве выпущенной продукции до 01.04.2023 от 15 000 руб. для всех субъектов деятельности
    Отчет о выполнении нормативов утилизации до 01.04.2023 от 15 000 руб. для всех субъектов деятельности
    Технический отчет о неизменности производственных процессов в течении 10 дней после окончания действия старого отчета от 7 000 руб.
    Отчет по форме 1, 3.2 и 3.3 до 10.04.2023 от 4 000 руб. Форма 1 для объектов не относящихся к какой-либо категории НВОС
    Журнал движения отходов 1 квартал до 10.04.2023 4 000/год на основании №721 приказа
    Расчет и оплата экологического сбора до 15.04.2023 от 5 000 руб. для всех субъектов деятельности
    Авансовая плата за негативное воздействие за 1 квартал до 20.04.2023 от 6 000 руб. 1/2/3 категория НВОС (бюджет и крупный бизнес)
    Кадастр отхода до 20 числа от прошлого квартала от 5 000 руб.
    3 квартал
    Отчет по форме 1, 3.2 и 3.3 до 10.07.2023 от 4 000 руб. Форма 1 для объектов не относящихся к какой-либо категории НВОС
    Журнал движения отходов 2 квартал до 10.07.2023 4 000/год на основании №721 приказа
    Авансовая плата за негативное воздействие за 2 квартал до 20 числа от прошлого квартала от 6 000 руб. 1/2/3 категория НВОС (бюджет и крупный бизнес)
    Кадастр отхода до 20 числа от прошлого квартала от 5 000 руб.
    4 квартал
    Отчет по форме 1, 3.2 и 3.3 до 10.07.2023 от 4 000 руб. Форма 1 для объектов не относящихся к какой-либо категории НВОС
    Журнал движения отходов 3 квартал до 10.07.2023 4 000/год на основании №721 приказа
    Авансовая плата за негативное воздействие за 3 квартал до 20 числа от прошлого квартала от 6 000 руб. 1/2/3 категория НВОС (бюджет и крупный бизнес)
    Кадастр отхода до 20 числа от прошлого квартала от 5 000 руб.
    Читайте также:  Цель и правила оформления согласия собственника на регистрацию

    Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов

    Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

    В документе необходимо:

    • Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
    • Указать их количество;
    • Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
    • Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.

    Экологическая отчетность по программе ПЭК в 2023 году

    Отчетность об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля сдают ЮЛ и ИП в рамках программы экологического контроля, в случае эксплуатации объектов НВОС I – III категорий.

    Программа ПЭК разрабатывается и утверждается непосредственно предприятием и, по сути, является внутренним документом организации. Другие утверждения данной программы законодательством не требуются.

    Программа ПЭК и отчетность не требуется от объектов IV категории НВОС и некатегорийных объектов.

    В основе ПЭК лежат данные из проектов ПДВ, НООЛР, НДС, отчеты инвентаризации выбросов, сведения об источниках образования и объектах размещения отходов. Программа разрабатывается для планирования мониторинга НВОС: выбросов, сбросов и объектов размещения отходов. Также ПЭК должна содержать перечень мероприятий в целях ООС, описание методов документирования информации и хранения данных по ООС.

    С 2018 года необходимо ежегодно отчитываться по выполнению программы ПЭК. Отчет необходимо направить в территориальный орган Росприроднадзора Санкт-Петербурга. Срок подачи отчетности – ежегодно до 25 марта текущего года.

    В отчет необходимо включить следующую информацию:

    • Об ответственных сотрудниках за проведение ПЭК в компании;
    • Об организации экологических служб на объектах;
    • О технологиях, используемых на предприятии;
    • О результатах проведенного ПЭК за год.

    1. Программа производственного экологического контроля (далее — Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее — объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

    В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.


    1. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее — объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

    2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

    Программа ПЭК 2020, 2020 г. Образец, комментарии по заполнению

    После получения тома ПДВ программу можно подкорректировать.Информацию для заполнения вышеперечисленных страниц вы берете из проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов.

    Если вы являетесь объектом малого, среднего предпринимательства, то обязанности разработки указанного проекта у вас не было, следовательно перечень отходов, код ФККО, класс опасности и количество отходов вы берете из отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (МСП).Следует сказать о нововведении с 01.01.2020 г.

    — обязанность по разработке проектов нормативов образования и лимитов размещения отходов возникает только у предприятий 1 и 2 категории объекта негативного воздействия! Независимо от того, является предприятие малым, средним или крупным — если оно относится к 1 или 2 категории ОНВОС, с 01.01.2020 необходимо уже иметь проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение!

    В противном случае это нарушение по статье 8.2.

    Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях Эта таблица заполняется на основании соответствующего раздела Программы ПЭК. В таблице указываются сведения о собственных или привлекаемых аккредитованных испытательных лабораторий: полное наименование, адрес и реквизиты аттестата аккредитации. Охрана атмосферного воздуха Таблица 2.1.

    Загрязняющие вещества, включенные в план-график контроля стационарных источников В таблицу с перечнем заносят только наименования веществ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов (см. соответствующий раздел программы ПЭК), в свою очередь, приведенных в Распоряжении Правительства РФ от 8 июля 2020 г. N 1316-р

    «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды»

    .

    В План-график контроля в программе ПЭК и, соответственно, в таблицу 2.1 должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

    Читайте также:  Как оплачивать больничные в 2023 году

    Программа ПЭК (программа производственного экологического контроля)

    Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. [ст. 67, 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ред. от 03.07.2016]

    Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля предоставляется юридическими лицами и индивидуальными предприятиями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I,II и III категории ежегодно до 25 марта, следующего за отчетным.

    Почему следует обратиться к специалистам?

    Программа производственного экологического контроля является сложным в разработке продуктом, любые нарушения в процессе влекут за собой суровые меры воздействия — штрафы до 600 000 рублей или приостановку работы организации на срок до трёх месяцев.

    Сотрудники Института Экологии не один год занимаются созданием подобной документации для юридических лиц и выполняют её с соблюдением всех нормативных требований. Поэтому у наших заказчиков никогда не бывает проблем с проверяющими органами. В документах содержится информация:

    • об инвентаризации:
      • источников сбросов вредных веществ в окружающую среду и их источников;
      • источников загрязняющих выбросов в атмосферу и их источников;
      • отходов производства/потребления, а также их источников.
    • об испытательных лабораториях (собственных или сторонних), которые аккредитованы в соответствии с законодательством РФ;
    • об ответственных за ПЭК лицах (подразделениях);
    • о методах и периодичности выполнения мероприятий;
    • об участках, где отбираются пробы;
    • о методиках измерений.

    Программа разрабатывается отдельно для каждого источника вредных выбросов/сбросов в природную среду и подаётся в уведомительном порядке.

    Цели и задачи производственного контроля

    Ключевая цель ПЭК прописана в 67 статье федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Это обеспечение исполнения правовых актов, касающихся грамотного отношения к экосистеме участниками производственного процесса в ходе своей работы. Речь идет о природоохранных мерах, продуманной эксплуатации и возобновлении ресурсов природы, постоянной обработке оперативных сведений о влиянии на экологическую обстановку, своевременном информировании уполномоченных лиц о фактах нарушения правовых норм в области природоохранной активности и т.д. Среди главных задач ПЭК можно выделить:

    • регулярную проверку соблюдения норм права в области использования ресурсов природы и охраны среды от негативного влияния, оказываемого функционированием конкретного корпоративного объекта;
    • постоянный мониторинг соблюдения норм допустимого влияния на природу, которые прописаны в официальных документах: законах, договорах, лицензиях, соглашениях и т.д.;
    • осуществление предупреждающих мероприятий, которые предотвращают нанесение ущерба экосистеме;
    • наблюдение за деятельностью должностных лиц, отвечающих за проведение ПЭК;
    • обеспечение бесперебойной и качественной работы оборудования, которое призвано минимизировать вредное воздействие на природу;
    • предоставление уполномоченным гос.контролёрам как оперативной важной информации, так и периодической отчетности в положенные сроки.

    Инструкция по заполнению отчета по пэк

    15 ноября 2019 10:25

    Информируем об опубликовании Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.10.2018 г. № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».

    В соответствии с настоящим Приказом, утверждены Методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, предназначенные для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

    В Методических рекомендациях приводятся в том числе:

    • указания по заполнению каждой из граф отчета;
    • источники получения хозяйствующими субъектами информации, необходимой для заполнения отчета;
    • формула расчета показателей, необходимых для заполнения формы отчета.


    Похожие записи:

  • Оставить Комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *